В настоящий момент для обозначения подобных клинических ситуаций в медицине укоренился термин — синдром хронической тазовой боли.

«Синдром хронической тазовой боли» чаще встречается у мужчин моложе 50 лет и занимает 3-е место по распространенности у мужчин после 50 лет (проф. Ю. Г. Аляев, ГБОУ ВПО «Первый МГМУ им. И.М. Сеченова» МЗ РФ, Москва).

Симптомы варикоза малого таза у мужчин

Наиболее часто он проявляется такими симптомами, как частая или постоянная боль и тяжесть в малом тазу, сохраняющаяся в течение 3 месяцев за последние полгода, не связанная с инфекционным процессом. Наряду с болевыми ощущениями пациенты отмечают дискомфорт в промежности, вялость струи мочи, частые позывы на мочеиспускание, различные сексуальные нарушения, боль в тазу после полового акта. Иногда в моче отмечается примесь крови (гематурия).  Встречаются даже такие проявления, как появление расширенных вен в промежности, ногах, мошонке.

Варикоцеле (расширение вен в области мошонки) также является частным примером варикозной болезни малого таза. Причиной подобных жалоб у мужчин могут быть как различные сос

удистые патологии, так и заболевания простаты (простатит). По этой причине подобных пациентов консультируют не только урологи, но и сосудистые хирурги. Иногда пациенты отмечают боль в промежности с иррадиацией в тазобедренные суставы, что приводит их к травматологу – ортопеду.

Все это затрудняет установление истинных причин страданий и снижает эффективность лечения.

Варикоз малого таза причины появления

Одними из важнейших причин варикозной болезни малого таза у мужчин являются различные варианты сдавления крупных венозных сосудов, что приводит к формированию болевого синдрома в области промежности.

Первая причина

Наиболее часто происходит сдавление левой почечной вены в так называемом аорто-мезентериальном «пинцете», когда вена сдавливается между двумя магистральными артериями (аортой и верхней брыжеечной артерией).

Нарушение оттока по крупному венозному стволу приводит к застойным явлениям ниже сдавления, появляются расширенные вены на мошонке (чаще с левой стороны) и чувство дискомфорта в левом яичке. В конечном итоге, это может привести к нарушениям сперматогенеза, когда в сперме мужчины снижается число сперматозоидов, происходит изменение их структуры и это является одной из причин мужского бесплодия.

Вторая причина

Другой частой причиной застойных явлений в малом тазу является еще одна форма сдавления другой магистральной вены (левой общей подвздошной вены) правой общей подвздошной артерией. Так называемый синдром Мея-Тернера.

Данное состояние обусловлено анатомическими особенностями строения сосудов в брюшной полости и относится к аномалиям развития нижней полой вены (так называемые венозные дисплазии). Эта патология также приводит к хроническому болевому синдрому в тазу и промежности.

Существуют и другие причины формирования варикозной болезни малого таза. Это такие, как врождённые нарушения структуры сосудистой венозной стенки и венозных клапанов (дисплазия соединительной ткани).

Диагностика варикоза вен малого таза у мужчин

С целью ранней диагностики подобных синдромов разработаны различные инструментальные методы (компьютерная томография и селективная флебография вен малого таза). Однако эти методы имеют определенные недостатки и не могут быть использованы в рутинной клинической практике. Несомненным преимуществом в этом направлении обладает ультразвуковая диагностика. При этом отсутствует лучевая нагрузка, оно является неинвазивным (нет необходимости пунктировать вену, чтобы вводить контрастное вещество), и значительно менее дорогим. Метод УЗИ можно использовать многократно в амбулаторных условиях. Все это делает данный вариант диагностики приоритетным при первичном обследовании пациента с подозрением на варикозную болезнь малого таза.

Исследование выполняется натощак после предварительной очистки кишечника. с опорожненным мочевым пузырем.

Как проходит диагностика варикоза вен малого таза

• Первоначально проводится УЗИ парапростатических вен путем трансректального осмотра (через прямую кишку). При этом оцениваются данные сосуды, их проходимость, возможные патологические кровотоки (рефлюкс). Пациент при этом находится в положении на левом боку с приведенным к животу ногами.
  • На втором этапе проводится трансабдоминальное исследование (через переднюю брюшную стенку). Обследуются крупные (магистральные) вены брюшной полости (почечные, подвздошные), яичковые вены. Во время процедуры пациент находится на спине, левом боку, иногда — стоя. При необходимости выполняется осмотр вен нижних конечностей.

Где сделать узи для обнаружения варикоза вен малого таза?

В случае подозрения на варикозную болезнь малого таза, хронических тазовых болях вы можете пройти полную ультразвуковую диагностику у нас в центре. Кроме того, мы предлагаем вам широкий спектр и других ультразвуковых исследований как внутренних органов, так и сосудистой системы всего организма. Более подробно ознакомиться с перечнем выполняемых УЗ-исследований вы можете на сайте нашей клиники в разделе УЗИ.